Загрузка...

Не дать травле шанса

Несколько лет назад Челябинская региональная молодежная общественная организация “Институт социальных инноваций молодежи “ПРОдвижение” начала работу с темой противодействия травле и языку вражды. Я бы хотела написать цикл заметок о том, что лежит в основе нашей работы, с какими вызовами мы встречаемся, и о ресурсах неформального образования, которые могут помочь в работе педагогу, тренеру неформального образования, школьному психологу.
В первой статье логично начать с того, что такое травля и буллинг (синонимы, оба термина широко сегодня используются). Но недавно у Людмилы Петрановской в рамках проекта Травли.нет благотворительной организации “Журавлик” вышла методичка для педагогов и школьных психологов. Понятная, логичная — рекомендую. После нее о травле как о явлении, собственно, добавить нечего 🙂 Травля, буллинг — это не конфликт, а насилие. Его нельзя оправдывать и представлять в школе как норму. Точка.
В этой статье я попытаюсь дать несколько практических советов, которые вы можете использовать в работе по профилактике травли, а в дальнейшем планирую давать конкретные инструменты и комментировать их использование. У нас в арсенале форум-театр, комиксы, сторителлинг,  полезные упражнения про ценность разнообразия, арт-постеры, разбор фильмов и книг и удобная модель — пирамида ненависти.

 

Хорошо, если вы умеете выстраивать работу на принципах неформального образования и используете его инструменты — очень важно в работе с темой травли создать условия для открытого и честного диалога в группе, дать возможность и чувствовать, и анализировать, уважать и признавать жизненный опыт учащихся. Если вы не тренер, то хороший интерактивный классный час — тоже подходящий формат работы. Из советов — я бы перенесла такой классный час в неформальную обстановку — за город или, например, в креативное молодежное пространство, чтобы проще было переключить ребят на новую тему и настроиться на диалог взрослых людей — на равных.
Причиной травли может стать… Давайте сделаем очень простое упражнение — попробуйте с группой составить список тех, кто обычно подвергается травле, например, в классе: толстые и тощие, зубрилы и отстающие, тихони и гиперактивные… Дети энергично начинают вспоминать истории, выстраивать предположения, и в итоге список обычно насчитывает несколько десятков “категорий”. Честно — у вас нет шансов. В какую-то из них вы (травлю на работе, кстати, никто не отменял) или ваш ребенок обязательно попадаете. Если это так и каждый из нас может стать жертвой, то логично предположить, что те критерии, которые озвучивает группа педагогов или учащихся, являются лишь поводом, а не причиной. Тогда в чем причина? Мы видим такой ответ: значит, в конкретно взятом классе групповые нормы позволяют травлю. Спросите у ребят или педагогов в группе: давайте предположим, что жертва травли переходит в другой класс? Что будет тогда? В подавляющем большинстве случаев дети сразу же скажут: в классе появится следующая жертва.
Я не буду углубляться в тему психологического насилия (на физическое насилие реакция, как правило, присутствует), но отмечу что это та тема, с которой нам предстоит долгая работа. Рассказы о том, что травля кого-то закаляет, что жертва сама виновата и получила хороший урок — то, что мы в работе слышим часто. Возникает двоякая ситуация — нас шокируют случаи насилия в школе и “колумбайны”, но по последним опросам ВЦИОМ 57% россиян считают драки в школе нормальным явлением.
Когда мы выходим работать в школу, то объясняем, что инструменты неформального образования хорошо подходят для профилактики травли. Но если вы видите, что в классе что-то идет не так, то вам скорее всего потребуется помощь хорошего психолога. Сегодня появился запрос на работу с классами, где педагоги или администрация школы видят признаки травли (направленное на одного человека групповое насилие). Следует признать, что внешняя организация и приглашенный специалист не могут установить групповые нормы в конкретном классе без активного участия самого педагога. Группе необходим авторитетный взрослый, который не приемлет насилия и демонстрирует это постоянно.
Мы в рамках программы АГРА.NET информируем образовательные организации о травле как о явлении и учим действовать так, чтобы до травли дело не дошло. С этого года у нас появилось несколько организаций-партнеров — сообществ психологов, и мы в своей работе хотим усилить работу с психологическим аспектом: больше уделить внимания различиям травли и конфликта (да, травля — это не конфликт, нет двух равных сторон, а значит медиация здесь не поможет), сформировать компетенцию устанавливать групповые нормы.
Система образования — это огромный механизм. Было бы наивно думать, что от того, что если сегодня мы провели тренинг, то уже завтра вы увидите позитивные изменения. Начиная работать с серьезными темами, наберитесь мужества и терпения. Капля точит камень не силой, но частотой падения.

Наши проекты

Команда

Максим Терентьев

Максим Терентьев

Председатель организации
Сахарова Татьяна

Сахарова Татьяна

Заместитель председателя, тренер неформального образования
Абрамкова Екатерина

Абрамкова Екатерина

Заместитель председателя
Екатерина Лапаева

Екатерина Лапаева

Руководитель проектов
Инна Попова

Инна Попова

Педагогический дизайнер
Елена Харланова

Елена Харланова

Научный консультант
Корниенко Ксения

Корниенко Ксения

Ревизор организации
Ярославова Галина

Ярославова Галина

Менеджер проектов, педагогический дизайнер
Бабушкин Дмитрий

Бабушкин Дмитрий

PR-специалист

Контакты

г. Челябинск,
ул. Цвиллинга, 25 (К1), офис 303

Напишите нам